Социальное проектирование — это процесс, когда проект переходит от идей к цифрам. Когда ценности команды, задумка инициативы становятся осязаемыми результатами, чёткими числами.
Покажем этот процесс на примере проектов-победителей конкурса «Среда возможностей» из Северо-Западного федерального округа. За необычными, яркими, добрыми цифрами стоят малые территории, реальные проекты, истории людей, сообщества детей, их эмоции и изменения в жизни.
13 встреч со специалистами, мастерами, ремесленниками прошло в проекте «Исторический код».
В рамках проекта дети через интерактивные форматы знакомились с историей г. Белозерска, с профессиями, которые связаны с местным туризмом.
За цифрой 13 стоят те, кто проводили встречи для ребят в формате «погружения в историю». Это местные мастера, представители организаций, которые, кстати, в обычной жизни конкурируют за внимание туристов. Но в рамках проекта нашли общий язык и точки пересечения.
Во время проекта у ребят появились новые друзья, знания и интересы, а самое главное — место, где они могут встретиться и где их всегда ждут — музей, и взрослые-наставники, готовые поддержать в развитии и поиске своего призвания.
1/10 часть посёлка, а именно 103 жителя стали активными участниками проекта «Вперёд к успеху».
В рамках проекта на территории пос. Кривцы действовал детско-подростковый клуб. В котором проводились мероприятия разных форматов с детьми, а также с их родителями (тренинги, беседы, профориентационные занятия, кулинарные и танцевальные мастер-классы).
За цифрой 103 стоит 1/10 часть посёлка, жители, которые непосредственно участвовали в мероприятиях. Семьи, которые стали ближе и оставили в прошлом обиды. Дети, у которых ситуация в семье улучшилась.
Проект вызвал интерес не только в посёлке, но и в окружающих населённых пунктах. Так, на отчётный концерт пришло 60 человек. Ребята нашли увлечения по душе и продолжили заниматься найденными хобби.
Больше в 2 раза, чем планировали, мероприятий провели в проекте «Город профессий».
В рамках проекта в г. Олонец была создана и апробирована модель ранней профориентации для детей дошкольного возраста. Ребята пробовали себя в области сельского хозяйства и лесничества.
За цифрой «в 2 раза» стоит 97 мероприятий, хотя в начале было запланировано только 44 события. Среди них: создание «Центра активности» из 7 площадок, кулинарные воркшопы, профориентационная конференция, 2 выездных события в крупные города. Приняло участие больше 250 детей.
Во время проекта у дошкольников появился интерес к, востребованным в регионе, профессиям и труду, сформировались практические навыки, которые пригодятся ребятам в будущем.
На 50 метров продлили экотропу вместе с ребятами в проекте «Куршские юннаты».
В рамках проекта в пос. Заливино развивается краеведческое направление — ребята изучают окружающую среду, флору и фауну Куршского залива, пробуют себя в роли экскурсоводов, помогают в работе Музея рыбака и организации мероприятий.
Всего за 50 метрами экотропы стоит — новое место притяжения для местных жителей и гостей посёлка, созданное в партнёрстве с детьми. Это арт-объект с 7 символичными флюгерами, высажены декоративные растения, а ещё издан сборник «Чудеса Куршского залива».
За время проекта у ребят-участников сильно расширился кругозор, они познакомились с людьми и разными профессиями: ихтиологами, гидробиологами, зоопланктологами, писателями и экскурсоводами.
7 подростков провели собственные события для сверстников в проекте «Треугольник».
В рамках проекта сформировано и функционирует современное креативное пространство «Треугольник» для детей и подростков на территории пос. Пряжа, как площадка для общения, расширения кругозора, экспериментов, обмена навыками и реализации собственных идей.
За цифрой 7 стоят инициативные ребята, которые нашли в себе творческие способности и внутренние ресурсы для того, чтобы поделиться навыками с другими. Например, Андрей Симанов (подросток с инвалидностью) провёл мастер-класс на 60 человек и даже получил заказ на проведение следующего мероприятия.
Главный эффект от реализации проекта — создание места, точки притяжения, где подростки сами выбирают формат мероприятий, могут проявить себя или просто прийти пообщаться со сверстниками.
7 архитектурных проектов для своего посёлка создали ребята в проекте «Пежма 3д».
В рамках проекта ребята прошли обучение по 3D-моделированию с приглашённым экспертом для разработки моделей благоустройства своего посёлка.
За цифрой 7 стоит шесть активных детей, которые придумали и разработали свои архитектурные проекты, а также один общий. Среди них: пит-стоп для самокатов у скейт-парка, пирс и благоустройство набережной, проект места у костра, студия звукозаписи. А один из ребят — был идейным вдохновителем и полноценным куратором проекта — помогал ребятам осваивать знания.
Неожиданным результатом стали: создание функционирующего детского архитектурного бюро «Мозоли» из ребят, которые прошли обучение, и даже реализация первого заказа из соседней деревни, по которому построили сцену у местного ДК.
2 раза ребята играли в русскую народную игру «Пекарь» в проекте «Ветер перемен».
В рамках проекта на территории г. Новоржева создаются условия для реализации и развития творческих способностей детей и подростков через культурные мероприятия разного формата: от поездок по значимым местам родного края до мастер-классов по работе с деревом.
За цифрой 2 и игрой в «Пекаря» стоит развитие разных практических навыков у детей: ловкость, стремление к победе, умение работать в команде. Все мероприятия проекта были направлены на получение таких знаний, которые смогут пригодится в жизни.
Помимо этого во время реализации инициативы ребята обрели даже больше — добрых друзей, наставников в команде проекта и место, где можно реализовать свои идеи и тебя готовы слышать — местная библиотека.
15 ульев смастерили совместно с детьми для обучения ребят работе с пчёлами в проекте «Пчеловодство — это просто».
В рамках проекта в с. Ивановское дети получили начальные навыки пчеловодства, узнали, как организовать собственную пасеку и попробовали часть навыков на практике.
За цифрой «15 ульев» стоят реальные ребята, которые благодаря созданной площадке и поддержке проекта, смогли добыть свой первый настоящий мёд и перестали боятся пчёл.
Как продолжение проекта — его команда будет вести практические уроки на базе агрокласса, который открылся в школе их посёлка. Там ребята будут знакомиться с разными профессиями, и пчеловодство будет среди постоянных занятий!
4 участника проекта «МедиаГолос» применяют полученные навыки на практике.
В рамках проекта на территории гп Сиверский создана молодёжная площадка для обсуждений и творчества. На базе которой подростки смогли получить знания и попробовать себя в медиа профессиях: монтажёр, оператор, журналист и др.
За цифрой 4 — один из интересных эффектов реализации проекта — медиа навыки ребят, которые они развили во время проекта, почти сразу пригодились. Одна из участниц ведёт рубрику в сообществе ДК, другая готовит ролики для социальных сетей, ещё одна определилась с будущей профессией — будет журналистом, начала писать для местной газеты, а парень даже получил подработку — фотографировал меню для кафе!
Помимо этого в результате реализации проекта — ребята расширили свой круг общения, стали более самостоятельными, активными, предлагают свои идеи и становятся соорганизаторами!
50 ребят в проекте «Молодёжная парковка» прошли личную диагностику про цели в жизни.
В рамках проекта в пос. Тоншалово было создано «третье пространство», в которое могут прийти ребята, которые не ходят в другие места, не нашли себя в иных кружках. Здесь они могут общаться друг с другом и наставником, играть в настольные игры, пробовать себя в разных мастер-классах.
За цифрой 50 стоит столько же личных бесед, через которые наставники узнали больше о стремлениях детей, составили совместно с ними «дорожные карты» для развития и достижения целей. Это также дало профориентационный эффект, стало понятнее, как двигаться в сторону будущей профессии.
Один из дополнительных результатов — включение ребят в социальную, активную жизнь посёлка. Постоянные гости пространства были волонтёрами на больших событиях: готовили открытки, раздавали их местным жителям, помогали убирать территорию и др.
6 дней ребята провели на краеведческих выездах в проекте «Путешествие к истокам ремёсел, рождение керамики».
В рамках проекта дети и подростки из г. Ивангород в теории узнавали и на практике пробовали: туризм, краеведение, гончарное ремесло. И научились сочетать эти 3 разных направления.
За цифрой 6 стоят практические выезды, где ребята не только применяли навыки туризма (организация лагеря, движение по маршруту), но и практиковали ремесло. Искали глину на местности, делали гончарные изделия и обжигали вне стен мастерской. А также научились работать в команде, взаимодействовать в непростых условиях.
Главным и решающим условием успешной реализации проекта стало желание детей продолжить развивать, расширять туристскую деятельность, как свою, так и на уровне своего города.
Все проекты продолжат функционировать в том или ином виде, так как в конкурсе «Среда возможностей» отдельное место отведено значимости «голоса ребёнка». Следить за новостями проектов можно в их социальных сетях. 23 декабря объявят победителей следующего цикла конкурса, который добавит столько же важных цифр, за которыми будут стоять новые малые территории, дети и их истории.
Покажем этот процесс на примере проектов-победителей конкурса «Среда возможностей» из Северо-Западного федерального округа. За необычными, яркими, добрыми цифрами стоят малые территории, реальные проекты, истории людей, сообщества детей, их эмоции и изменения в жизни.
13 встреч со специалистами, мастерами, ремесленниками прошло в проекте «Исторический код».
В рамках проекта дети через интерактивные форматы знакомились с историей г. Белозерска, с профессиями, которые связаны с местным туризмом.
За цифрой 13 стоят те, кто проводили встречи для ребят в формате «погружения в историю». Это местные мастера, представители организаций, которые, кстати, в обычной жизни конкурируют за внимание туристов. Но в рамках проекта нашли общий язык и точки пересечения.
Во время проекта у ребят появились новые друзья, знания и интересы, а самое главное — место, где они могут встретиться и где их всегда ждут — музей, и взрослые-наставники, готовые поддержать в развитии и поиске своего призвания.
1/10 часть посёлка, а именно 103 жителя стали активными участниками проекта «Вперёд к успеху».
В рамках проекта на территории пос. Кривцы действовал детско-подростковый клуб. В котором проводились мероприятия разных форматов с детьми, а также с их родителями (тренинги, беседы, профориентационные занятия, кулинарные и танцевальные мастер-классы).
За цифрой 103 стоит 1/10 часть посёлка, жители, которые непосредственно участвовали в мероприятиях. Семьи, которые стали ближе и оставили в прошлом обиды. Дети, у которых ситуация в семье улучшилась.
Проект вызвал интерес не только в посёлке, но и в окружающих населённых пунктах. Так, на отчётный концерт пришло 60 человек. Ребята нашли увлечения по душе и продолжили заниматься найденными хобби.
Больше в 2 раза, чем планировали, мероприятий провели в проекте «Город профессий».
В рамках проекта в г. Олонец была создана и апробирована модель ранней профориентации для детей дошкольного возраста. Ребята пробовали себя в области сельского хозяйства и лесничества.
За цифрой «в 2 раза» стоит 97 мероприятий, хотя в начале было запланировано только 44 события. Среди них: создание «Центра активности» из 7 площадок, кулинарные воркшопы, профориентационная конференция, 2 выездных события в крупные города. Приняло участие больше 250 детей.
Во время проекта у дошкольников появился интерес к, востребованным в регионе, профессиям и труду, сформировались практические навыки, которые пригодятся ребятам в будущем.
На 50 метров продлили экотропу вместе с ребятами в проекте «Куршские юннаты».
В рамках проекта в пос. Заливино развивается краеведческое направление — ребята изучают окружающую среду, флору и фауну Куршского залива, пробуют себя в роли экскурсоводов, помогают в работе Музея рыбака и организации мероприятий.
Всего за 50 метрами экотропы стоит — новое место притяжения для местных жителей и гостей посёлка, созданное в партнёрстве с детьми. Это арт-объект с 7 символичными флюгерами, высажены декоративные растения, а ещё издан сборник «Чудеса Куршского залива».
За время проекта у ребят-участников сильно расширился кругозор, они познакомились с людьми и разными профессиями: ихтиологами, гидробиологами, зоопланктологами, писателями и экскурсоводами.
7 подростков провели собственные события для сверстников в проекте «Треугольник».
В рамках проекта сформировано и функционирует современное креативное пространство «Треугольник» для детей и подростков на территории пос. Пряжа, как площадка для общения, расширения кругозора, экспериментов, обмена навыками и реализации собственных идей.
За цифрой 7 стоят инициативные ребята, которые нашли в себе творческие способности и внутренние ресурсы для того, чтобы поделиться навыками с другими. Например, Андрей Симанов (подросток с инвалидностью) провёл мастер-класс на 60 человек и даже получил заказ на проведение следующего мероприятия.
Главный эффект от реализации проекта — создание места, точки притяжения, где подростки сами выбирают формат мероприятий, могут проявить себя или просто прийти пообщаться со сверстниками.
7 архитектурных проектов для своего посёлка создали ребята в проекте «Пежма 3д».
В рамках проекта ребята прошли обучение по 3D-моделированию с приглашённым экспертом для разработки моделей благоустройства своего посёлка.
За цифрой 7 стоит шесть активных детей, которые придумали и разработали свои архитектурные проекты, а также один общий. Среди них: пит-стоп для самокатов у скейт-парка, пирс и благоустройство набережной, проект места у костра, студия звукозаписи. А один из ребят — был идейным вдохновителем и полноценным куратором проекта — помогал ребятам осваивать знания.
Неожиданным результатом стали: создание функционирующего детского архитектурного бюро «Мозоли» из ребят, которые прошли обучение, и даже реализация первого заказа из соседней деревни, по которому построили сцену у местного ДК.
2 раза ребята играли в русскую народную игру «Пекарь» в проекте «Ветер перемен».
В рамках проекта на территории г. Новоржева создаются условия для реализации и развития творческих способностей детей и подростков через культурные мероприятия разного формата: от поездок по значимым местам родного края до мастер-классов по работе с деревом.
За цифрой 2 и игрой в «Пекаря» стоит развитие разных практических навыков у детей: ловкость, стремление к победе, умение работать в команде. Все мероприятия проекта были направлены на получение таких знаний, которые смогут пригодится в жизни.
Помимо этого во время реализации инициативы ребята обрели даже больше — добрых друзей, наставников в команде проекта и место, где можно реализовать свои идеи и тебя готовы слышать — местная библиотека.
15 ульев смастерили совместно с детьми для обучения ребят работе с пчёлами в проекте «Пчеловодство — это просто».
В рамках проекта в с. Ивановское дети получили начальные навыки пчеловодства, узнали, как организовать собственную пасеку и попробовали часть навыков на практике.
За цифрой «15 ульев» стоят реальные ребята, которые благодаря созданной площадке и поддержке проекта, смогли добыть свой первый настоящий мёд и перестали боятся пчёл.
Как продолжение проекта — его команда будет вести практические уроки на базе агрокласса, который открылся в школе их посёлка. Там ребята будут знакомиться с разными профессиями, и пчеловодство будет среди постоянных занятий!
4 участника проекта «МедиаГолос» применяют полученные навыки на практике.
В рамках проекта на территории гп Сиверский создана молодёжная площадка для обсуждений и творчества. На базе которой подростки смогли получить знания и попробовать себя в медиа профессиях: монтажёр, оператор, журналист и др.
За цифрой 4 — один из интересных эффектов реализации проекта — медиа навыки ребят, которые они развили во время проекта, почти сразу пригодились. Одна из участниц ведёт рубрику в сообществе ДК, другая готовит ролики для социальных сетей, ещё одна определилась с будущей профессией — будет журналистом, начала писать для местной газеты, а парень даже получил подработку — фотографировал меню для кафе!
Помимо этого в результате реализации проекта — ребята расширили свой круг общения, стали более самостоятельными, активными, предлагают свои идеи и становятся соорганизаторами!
50 ребят в проекте «Молодёжная парковка» прошли личную диагностику про цели в жизни.
В рамках проекта в пос. Тоншалово было создано «третье пространство», в которое могут прийти ребята, которые не ходят в другие места, не нашли себя в иных кружках. Здесь они могут общаться друг с другом и наставником, играть в настольные игры, пробовать себя в разных мастер-классах.
За цифрой 50 стоит столько же личных бесед, через которые наставники узнали больше о стремлениях детей, составили совместно с ними «дорожные карты» для развития и достижения целей. Это также дало профориентационный эффект, стало понятнее, как двигаться в сторону будущей профессии.
Один из дополнительных результатов — включение ребят в социальную, активную жизнь посёлка. Постоянные гости пространства были волонтёрами на больших событиях: готовили открытки, раздавали их местным жителям, помогали убирать территорию и др.
6 дней ребята провели на краеведческих выездах в проекте «Путешествие к истокам ремёсел, рождение керамики».
В рамках проекта дети и подростки из г. Ивангород в теории узнавали и на практике пробовали: туризм, краеведение, гончарное ремесло. И научились сочетать эти 3 разных направления.
За цифрой 6 стоят практические выезды, где ребята не только применяли навыки туризма (организация лагеря, движение по маршруту), но и практиковали ремесло. Искали глину на местности, делали гончарные изделия и обжигали вне стен мастерской. А также научились работать в команде, взаимодействовать в непростых условиях.
Главным и решающим условием успешной реализации проекта стало желание детей продолжить развивать, расширять туристскую деятельность, как свою, так и на уровне своего города.
Все проекты продолжат функционировать в том или ином виде, так как в конкурсе «Среда возможностей» отдельное место отведено значимости «голоса ребёнка». Следить за новостями проектов можно в их социальных сетях. 23 декабря объявят победителей следующего цикла конкурса, который добавит столько же важных цифр, за которыми будут стоять новые малые территории, дети и их истории.